Реальное айкидо. Впечатления о семинаре в Кстове.

В зал, наполненный тишиной и ожиданием ровных рядов участников семинара, входит невысокий человек. Его движения просты, уверенны, естественны, при этом заметно, что ему трудно сидеть в положении сэйдза.

Многие говорили об опасности взаимодействия с Миямото-сэнсэем, рассказывали о травмированных, предупреждали о его спонтанности и возможности работы в полную силу мастера, обладающего 7 Даном. Поэтому напряжение и тишина в зале понятны: многие готовы работать с сэнсэем, но оставляют себе дорогу к отступлению.

японский мастер айкидо на татами показывает реальное айкидо

На первой же тренировке сэнсэй показал свою мощь, когда на катате дори кокюхо его вход в партнера был безукоризненен и сокрушителен. Сильные люди отлетали от этого огромного шара, как мячики. Посчастливилось и мне в первый день испытать это на себе, и, что удивительно, в момент проведения техники я не ощутил той опасности, которой ожидал. Меня уносило как ураганом, но уносило «целиком всего» — мощь сэнсэя точно двигала мой центр, оставалось только приземлиться. Постепенно напряжение в зале пропало и началась кропотливая работа.

Первое, о чем Миямото-сэнсэй попытался сказать нам, — это то, что импульс для технического действия можно обнаружить даже в осторожном, остановившемся укэ, если его сжать как пружину. Сэнсэй своей техникой показывал, что важно не только передвижение тела укэ, но и внутренние его составляющие. Запомнились слова, сказанные как итог первого дня: «Кихон, кихон, много работайте над кихоном — это позволит вам свободно и легко решать любые нестандартные ситуации» Это было его основным принципом айкидо.

японский мастер айкидо на татами показывает реальное айкидо

В дальнейшем мы смогли в полной мере оценить методический опыт преподавателя центральной школы. В течение семинара на каждой тренировке выбиралась одна из стандартных атак, после чего вновь особое внимание уделялось взаимодействию центров, а далее развитие движений строилось от простого к сложному, и каждое новое движение вытекало из предыдущего, оттого оно было понятно и легко усваивалось. Мозг иногда не понимал, как это происходит, но тело само нащупывало пути и через несколько подходов совершало необходимое. Было удивительное ощущение, как будто тело учится у сэнсэя отдельно от меня, само по себе, и очень хорошо понимает его.

Особо хочу рассказать о непосредственных ощущениях от работы с сэнсэем. Рука его мягкая, расслабленная, захват держать легко и очень удобно во всех положениях, движения его тела точно согласуются с твоим и ты легко и спокойно входишь в этот водоворот, центр подхватывается и разгоняется, а дальше — полет и мягкое падение.

японский мастер айкидо на татами показывают реальное айкидо

При переходах от одного технического действия к другому, особенное внимание уделялось очень важному и, на первый взгляд, незаметному моменту — началу (истоку) изменения техники. Сэнсэй постоянно акцентировал внимание — вот начало изменения, и снова — вот начало изменения. Чувствовалось: для него момент изменения имеет огромное значение как таковой, и мы понимаем, что в этот момент рождается новая техника, новое направление движения уке, новый вектор взаимодействия центров. я стал понимать смысл словосочетания «Искусство айкидо»

При отработке техники от атаки сёмен учи мы особенно отчетливо уяснили значение «пустой руки», в которой нет напряжения, именно эта «пустая рука» точно и безошибочно входит в центр партнера, после чего на нее переносится вес всего тела. Здесь ум не способен просчитать все бесчисленные варианты взаимодействия, но именно это легко и естественно делает «пустая рука».

мастер айкидо из японии на татами в кстово

Любимое сэнсэем иккё в его исполнении выглядело безупречным во всей своей многовариантности, простоте и эффективности. С каждым днем мы понимали, что приобретаем бесценный опыт, впитывали в себя это, а сэнсэй отмечал все новые и новые глубокие моменты для нас техники айкидо. Он говорил о кудзуси, о том, что разрушение равновесия — это не однократное действие, а продолжительный процесс, и в каждый отдельный момент этого процесса кудзуси должно быть. Слова сэнсэя: «Постоянно продолжайте кудзуси кейко — работайте и работайте над этим».

Следующим важнейшим аспектом был маай, и, как правило, к концу тренировки сэнсэй наглядно демонстрировал, как может меняться техника в зависимости от дистанции и как сам нагэ может моделировать маай и тем самым управлять атакой.

тренировка айкидов кстово

Было уделено немало внимания взаимодействию нагэ и укэ на уровнях гедан, тюдан, дзёдан: каждый раз мастер показывал, что в зависимости от особенностей укэ его сила может прийти на один из этих уровней. И слова его звучали рефреном: смотреть, смотреть за укэ, работайте с укэ, а не просто выполняйте технику. Техническое действие согласовывается с особенностями атаки укэ. Укэ определяет ваше действие и его уровень.

Особый акцент был сделан на сферических движениях, во время отработки приемов айкидо от атаки рёте дори. Круговые движения могут совершаться в любой плоскости, и изменение плоскости кругового движения — это тоже изменения техники.

И далее — глобальная идея движения «по дуге»: всегда в круг. Принять силу, по дуге перенаправить и снова отпустить в круг. Это и есть основа развития центров, взаимодействия партнеров, и, в конечном счете, — их безопасности.

Я благодарен судьбе, что имел возможность учиться реальному айкидо у сэнсэя Цурудзо Миямото умом и телом. Огромное спасибо Огняну Кременовичу Найдову-Железову за организацию семинара и всем участникам за доброе отношение.

Если Вы хотите посмотреть на выступление мастеров AIKI 2003, для Вас я подготовил видеоролик.

Также часто читают Федерация Айкидо Республики Башкортостан.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Leave a Reply